В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Внешними признаками утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.
Существуют различные формы двигательной активности и оздоровительных мероприятий в школе.
Виды оздоровительных мероприятий:
- Гимнастика до учебных занятий.
- Физкультминутки на уроках.
- Подвижные перемены.
- Спортивный час в группах продленного дня.
- Участие в спортивных соревнованиях.
- Дни здоровья и спорта.
Физкультурная минутка, как форма двигательной нагрузки, может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на анатомо-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды физкультминуток
- Упражнения для снятия общего и локального утомления;
- Упражнения для кистей рук;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика для улучшения слуха;
- Упражнения для профилактики плоскостопия;
- Упражнения, корректирующие осанку;
Дыхательная гимнастика.